Комментарий в сочинении по тексту А.П. Чехова по проблеме честолюбия маленького человека.
Главный герой рассказа Лев Пустяков, для того чтобы пустить пыль в глаза, едет на званый обед, нацепив на мундир чужой орден, и встречает в гостях своего сослуживца.
Удастся ли избежать разоблачения?
И зачем герой пошёл на такой обман?
Об этом можно узнать, прочитав рассказ А.П.Чехова.
Содержание статьи
Исходный текст для сочинения №29
Текст А.П. Чехова №29 для сочинения ЕГЭИз чего должен состоять комментарий, смотрим в статье «Структура сочинения», и приступаем к работе.
Работа над комментарием в сочинении №29
Читаем внимательно исходный текст и определяем проблему.
В данном тексте А. П. Чехова можно выделить 5 проблем:
- Проблема пошлости.
- Проблема честолюбия маленького человека.
- Проблема обмана при общении.
- Проблема ложных ценностей.
- Проблема оценки человека по первому впечатлению.
Напишем комментарий по второй проблеме — проблеме честолюбия маленького человека.
Находим в тексте примеры, иллюстрирующие её.
Примеры-иллюстрации для сочинения по тексту А. П. Чехова (№ 29)
Примеры-иллюстрации для сочинения по тексту Чехова №29Смысловая связь между примерами
Примеры дополняют друг друга.
И в первом, и во втором примере главный герой гордится и хвалится чужим орденом, который ему одолжил на время приятель.
Так Лев Пустяков всеми силами стремится придать значимости своему существованию, не брезгуя даже пойти и на обман.
Образец комментария в сочинении по тексту А. П. Чехова №29
В рассказе А.П.Чехова «Орден» повествуется о герое, который пытается казаться значительнее, чем он есть на самом деле.
Лев Пустяков (а именно так зовут героя) приглашен на званый обед к купцу Спичкину по случаю празднования Нового года.
У него есть две дочери, перед которыми Лев хочет покрасоваться и для придания важности своей персоне выпрашивает у своего приятеля орден Станислава.
Писатель обращает наше внимание, как гордится Пустяков пришитым к мундиру чужим орденом.
Когда он добирался до дома купца, то, несмотря на зимний день, держал, чуть распахнув, шубу и «глядел себе на грудь» (предложение 14).
Несмотря на обман, учитель Лев Пустяков ощущал себя важным и уважаемым лицом.
Вся важность мгновенно улетучивается, когда в гостях у купца герой видит своего коллегу, учителя французского языка Трамбляна.
А.П. Чехов замечает:»Быстро прикрыв правой рукой орден, он сгорбился, неловко отдал общий поклон и, никому не подавая руки, тяжело опустился на свободный стул как раз против сослуживца-француза».
Меняется поведение героя от того, что Пустяков испугался раскрытия обмана и «громкого скандала».
Но скандала не будет, так как к великой радости героя его сослуживец Трамблян тоже нацепил чужой орден.
В предложении 59 Антон Павлович замечает, как меняется поведение героя, узнавшего об этом: «Пустяков засмеялся от удовольствия, сел на стул и развалился…».
Его не мучают угрызения совести.
Герой рад, что не нужно скрывать «свой» орден, потому «после обеда Пустяков ходил по всем комнатам и показывал барышням орден».
Таким образом, решая проблему честолюбия маленького человека, А.П.Чехов использует ярко сатирическую характеристику поведения героя, которую мы увидели в проанализированных примерах.
Смешно, но и одновременно грустно, как человек, учитель, не гнушается обмануть людей только ради того, чтобы в их глазах казаться значительнее, чем он есть на самом деле.