Для получения высоких баллов на ЕГЭ должна быть четкая структура сочинения.
Обычно план сочинения состоит из трёх основных частей:
I. Введение.
II. Основная часть.
III. Заключение.
В структуре сочинения ЕГЭ по русскому языку требуются дополнительные пункты в плане.
ПРИМЕЧАНИЕ
Необходимые требования к содержанию сочинения на ЕГЭ по русскому языку прописаны в самом задании.
План сочинения ЕГЭ по русскому языку
План состоит из 6 пунктов:
- Введение.
- Формулировка проблемы текста.
- Комментарий по проблеме: 2 примера, 2 пояснения, связь между примерами.
- Позиция автора по сформулированной проблеме.
- Своё отношение к позиции автора с примерами из личного опыта.
- Заключение.
Рассмотрим более детально каждый пункт плана.
Содержание статьи
Введение
Введение должно подготовить читателя (то есть эксперта, проверяющего сочинение) к восприятию основной части сочинения.
А это значит, что впечатление о сочинении и его оценку формируют самые первые предложения, и хорошее введение может сразу выделить сочинение из массы других работ, проверяемых экспертом.
Введение – краткое ознакомительное вступление к сочинению.
Задача введения – подвести читателя к проблеме текста, которую ученик будет комментировать.
Объём введения небольшой. Достаточно 2-3 предложений.
Оптимально введение заканчивается формулированием проблемы текста, найденной для разбора в сочинении.
Формулировка проблемы текста
Формулировка проблемы текста влияет на очень многое, поскольку с проблемой тесно связано содержание третьего и четвёртого пунктов плана.
Поэтому при анализе экзаменационного текста важно найти и выделить позицию автора и примеры для комментирования проблемы.
Проблема – это общественно значимый вопрос, на который автор текста ищет ответ.
Задача данной части сочинения – чётко сформулировать ту проблему текста, к которой будут подобраны примеры-иллюстрации из предложенного текста.
Объём: 1-3 предложения.
Проблема текста может быть выражена различными способами:
1) в виде риторических вопросов.
Например:
Каковы составляющие успешной деятельности? Является любовь к своей профессии важной в жизни каждого человека? Ответы на эти вопросы пытается найти в своём тексте известный писатель 19 века А.П.Чехов.
2) в форме утверждения того, о чём размышляет автор текста.
Например:
Известный писатель 19 века А.П.Чехов анализирует проблему любви человека к своей профессии.
Сразу после формулирования представленной в тексте проблемы необходимо перейти к развёрнутому комментарию этой проблемы.
Комментарий по проблеме текста
На данный момент это самая важная часть сочинения, потому что при комментировании проблемы ученик показывает свое умение работать с текстом.
Комментарий по проблеме текста – это последовательный анализ текста, где нужно на конкретных примерах из текста объяснить, почему писатель размышляет об этом вопросе и почему использует эти слова и выражения, а также изобразительно-выразительные средства, чтобы доказать, что заявленная в сочинении проблема действительно присутствует в тексте.
Задача данной части сочинения — привести два примера-иллюстрации к сформулированной проблеме, написать пояснение к каждому примеру и объяснить, чем они связаны между собой.
Для примеров в комментарии можно брать:
- Цитаты известных личностей.
- Истории, произошедшие с людьми.
- Примеры из жизни, приводимые авторами в своих текстах.
- Размышления писателей, связанные с проблемой.
Правильно составленный комментарий проблемы подводит к формулировке позиции автора.
Позиция автора текста
Позиция автора текста тесно взаимодействует с предыдущими пунктами плана, ибо формулировка проблемы, комментирование проблемы и позиция автора связаны между собой и должны раскрывать содержание одной и той же проблемы, рассматриваемой в тексте.
Позиция автора – это ответ на поставленный в начале сочинения вопрос.
Задача данной части: показать, как автор представленного текста отвечает на поставленный вопрос, как относится к проблеме, прокомментированной в сочинении.
Объём: 1-2 предложения.
Например, если вопрос звучит так: «Какую роль в жизни человека играет воображение?», ответ на вопрос может быть таким: «Позиция автора такова: способность к воображению отличает человека от животных. Воображение раздвигает границы мира и сознания, создаёт искусство, сообщает жизни то свойство, которое называют поэзией».
После формулировки позиции автора необходимо показать своё отношение к прокомментированной проблеме и авторской позиции по ней.
Своё отношение к позиции автора
В этой части сочинения нужно аргументированно обосновать свою точку зрения по анализируемой проблеме, при этом выразить согласие или несогласие с автором.
Своё отношение – это мнение ученика по проблеме анализируемого текста.
Задача данной части: описать своё отношение к позиции автора текста по проблеме (соглашаясь или не соглашаясь с автором) и обосновать его.
Соглашаясь с позицией автора, ученик должен привести необходимые примеры и аргументы (не из предложенного текста!) из личного опыта или прочитанных книг в пользу этой позиции.
Если же мнение ученика отличается от авторской позиции, необходимо привести доказательные аргументы против неё.
Обоснованное выражение собственной позиции о прокомментированной проблеме подводит читателя (эксперта, проверяющего сочинение) к последней части сочинения — заключению.
Заключение
Завершается сочинение общими выводами, сделанными в конце сочинения.
ПРИМЕЧАНИЕ:
Заключение оформляется в отдельный абзац.
Заключение – утверждение, произведенное на основе выводов.
Задача данной части: логически завершить сочинение, дать вывод из всех размышлений, описанных в тексте сочинения.
Объём: 1-2 предложения.
Текст сочинения необходимо разделить на абзацы в соответствии с каждой смысловой частью!
В результате в сочинении должно быть не менее 6 абзацев, по одному на каждый пункт плана.