Структура сочинения ЕГЭ по русскому языку. Как сделать правильно?

Для получения высоких баллов на ЕГЭ должна быть четкая структура сочинения.

Обычно план сочинения состоит из трёх основных частей:

I. Введение.

II. Основная часть.

III. Заключение.

В структуре сочинения ЕГЭ по русскому языку требуются дополнительные пункты в плане.

ПРИМЕЧАНИЕ

Необходимые требования к содержанию сочинения на ЕГЭ по русскому языку прописаны в самом задании.

План сочинения ЕГЭ по русскому языку

План состоит из 6 пунктов:

  1. Введение.
  2. Формулировка проблемы текста.
  3. Комментарий по проблеме: 2 примера, 2 пояснения, связь между примерами.
  4. Позиция автора по сформулированной проблеме.
  5. Своё отношение к позиции автора с примерами из личного опыта.
  6. Заключение.

Структура сочинения по русскому языку

Рассмотрим более детально каждый пункт плана.

Введение

Введение должно подготовить читателя (то есть эксперта, проверяющего сочинение) к восприятию основной части сочинения.

А это значит, что впечатление о сочинении и его оценку формируют самые первые предложения, и хорошее введение может сразу выделить сочинение из массы других работ, проверяемых экспертом.

Введение – краткое ознакомительное вступление к сочинению.

Задача введения – подвести читателя к проблеме текста, которую ученик будет комментировать.

Объём введения небольшой. Достаточно 2-3 предложений.

Оптимально введение заканчивается формулированием проблемы текста, найденной для разбора в сочинении.

Формулировка проблемы текста

Формулировка проблемы текста влияет на очень многое, поскольку с проблемой тесно связано содержание третьего и четвёртого пунктов плана.

Поэтому при анализе экзаменационного текста важно найти и выделить позицию автора и примеры для комментирования проблемы.

Проблема – это общественно значимый вопрос, на который автор текста ищет ответ.

Задача данной части сочинения – чётко сформулировать ту проблему текста, к которой будут подобраны примеры-иллюстрации из предложенного текста.

Объём: 1-3 предложения.

Проблема текста может быть выражена различными способами:

1) в виде риторических вопросов.

Например:

Каковы составляющие успешной деятельности? Является любовь к своей профессии важной в жизни каждого человека? Ответы на эти вопросы пытается найти в своём тексте известный писатель 19 века А.П.Чехов.

2) в форме утверждения того, о чём размышляет автор текста.

Например:

Известный писатель 19 века А.П.Чехов анализирует проблему любви человека к своей профессии.

Сразу после формулирования представленной в тексте проблемы необходимо перейти к развёрнутому комментарию этой проблемы.

Комментарий по проблеме текста

На данный момент это самая важная часть сочинения, потому что при комментировании проблемы ученик показывает свое умение работать с текстом.

Комментарий по проблеме текста – это последовательный анализ текста, где нужно на конкретных примерах из текста объяснить, почему писатель размышляет об этом вопросе и почему использует эти слова и выражения, а также изобразительно-выразительные средства, чтобы доказать, что заявленная в сочинении проблема действительно присутствует в тексте.

Задача данной части сочинения — привести два примера-иллюстрации к сформулированной проблеме, написать пояснение к каждому примеру и объяснить, чем они связаны между собой.

Для примеров в комментарии можно брать:

  • Цитаты известных личностей.
  • Истории, произошедшие с людьми.
  • Примеры из жизни, приводимые авторами в своих текстах.
  • Размышления писателей, связанные с проблемой.

Правильно составленный комментарий проблемы подводит к формулировке позиции автора.

Позиция автора текста

Позиция автора текста тесно взаимодействует с предыдущими пунктами плана, ибо формулировка проблемы, комментирование проблемы и позиция автора связаны между собой и должны раскрывать содержание одной и той же проблемы, рассматриваемой в тексте.

Позиция автора – это ответ на поставленный в начале сочинения вопрос.

Задача данной части: показать, как автор представленного текста отвечает на поставленный вопрос, как относится к проблеме, прокомментированной в сочинении.

Объём: 1-2 предложения.

Например, если вопрос звучит так: «Какую роль в жизни человека играет воображение?», ответ на вопрос может быть таким: «Позиция автора такова: способность к воображению отличает человека от животных. Воображение раздвигает границы мира и сознания, создаёт искусство, сообщает жизни то свойство, которое называют поэзией».

После формулировки позиции автора необходимо показать своё отношение к прокомментированной проблеме и авторской позиции по ней.

Своё отношение к позиции автора

В этой части сочинения нужно аргументированно обосновать свою точку зрения по анализируемой проблеме, при этом выразить согласие или несогласие с автором.

Своё отношение – это мнение ученика по проблеме анализируемого текста.

Задача данной части: описать своё отношение к позиции автора текста по проблеме (соглашаясь или не соглашаясь с автором) и обосновать его.

Соглашаясь с позицией автора, ученик должен привести необходимые примеры и аргументы (не из предложенного текста!) из личного опыта или прочитанных книг в пользу этой позиции.

Если же мнение ученика отличается от авторской позиции, необходимо привести доказательные аргументы против неё.

Обоснованное выражение собственной позиции о прокомментированной проблеме подводит читателя (эксперта, проверяющего сочинение) к последней части сочинения — заключению.

Заключение

Завершается сочинение общими выводами, сделанными в конце сочинения.

ПРИМЕЧАНИЕ:

Заключение оформляется в отдельный абзац.

Заключение – утверждение, произведенное на основе выводов.

Задача данной части: логически завершить сочинение, дать вывод из всех размышлений, описанных в тексте сочинения.

Объём: 1-2 предложения.

Текст сочинения необходимо разделить на абзацы в соответствии с каждой смысловой частью!

В результате в сочинении должно быть не менее 6 абзацев, по одному на каждый пункт плана.

Ссылка на основную публикацию