Ошибки при формулировании проблемы текста в сочинениях ЕГЭ

Ошибки при формулировании проблемы могут быть связаны с неверным пониманием текста, когда выпускник не может различить главные и второстепенные мысли автора, не видит подтекстовой информации, неправильно интерпретирует использование языковых средств, не замечает иронии писателя и тому подобное.

Ошибки при формулировании проблемы текста

Приведенные ниже примеры типичных ошибок при формулировании проблемы и способы их устранения помогут выпускникам избежать подобных ошибок в экзаменационных сочинениях.

Примеры (анализ) ошибок с разбором

Ошибки, связанные с неправильной формулировкой проблемы можно разделить на несколько видов:

  1. Непонимание проблемы.
  2. Неумение сформулировать проблему.
  3. Неоправданное расширение или сужение проблемы.
  4. Подмена проблемы авторской позицией.
  5. Подмена формулировки проблемы пересказом.

Чтобы не допускать подобных ошибок выпускникам, необходимо знать причины их возникновения, а также уметь их видеть и заменять правильным вариантом формулировки.

Ниже подробно описаны все ошибки с примерами, разбором и правильными вариантами формулирования проблемы.

Непонимание проблемы

Причины подобной ошибки — невнимательное чтение текста, неумение различать основную и дополнительную информацию текста.

Пример 1

Ошибочная формулировка: «В данном тексте поднимается проблема бедной жизни старого охотника».

Автор сочинения, не вникая в суть текста, пытается сформулировать проблему, опираясь на первое же выхваченное из контекста предложение (В избушке у самого леса живёт старый охотник Емеля с маленьким внучком Гришуткой).

Важно!

Прежде чем формулировать проблему, необходимо дочитать текст до конца.

Правильная формулировка: «В данном тексте поднимается проблема самоотверженной родительской любви».

Пример 2

Ошибочная формулировка: «У автора есть проблема, из-за которой он очень переживает. Это проблема смысла жизни».

В данной формулировке произошла подмена проблемы, над которой размышляет автор текста, и проблемы, возникающей в его личной жизни (у автора — проблема). В сочинении выпускник должен сформулировать не проблемы, которые могут существовать в жизни писателя, а проблемы, которые он анализирует в своем тексте.

Правильная формулировка: «Автор анализирует в тексте актуальную во все времена проблему смысла жизни».

Пример 3

Ошибочная формулировка: «Главная проблема этого текста – это умение «жить, потому что всё впереди».

В этом примере показана неудачная формулировка с использованием цитаты, так как автор в данном тексте размышляет не об умении жить, а о проявлении заботы о людях.

Правильная формулировка: «Автор заставляет задуматься над проблемой проявления заботы о людях или Почему так важно проявлять заботу о людях и поддерживать их?».

Пример 4

Ошибочная формулировка: «В чем проблема Власова? Над этим вопросом размышляет автор».

Проблема заявлена формально, оценить понимание проблематики текста невозможно.

Правильная формулировка: «Какова сила любви? Над этим вопросом размышляет автор».

Неумение сформулировать проблему.

Выпускник показал верное понимание проблемы текста в целом, однако не сумел правильно и точно сформулировать мысль.

Пример 1

Ошибочная формулировка: «Автора данного текста беспокоит проблема о преданности людям… ».

Внимание!

Это очень распространенная грамматическая ошибка, которую допускают выпускники, – нарушение связи слов в словосочетании (в данном случае, управления): существительное проблема требует от зависимого слова родительного падежа.

Правильная формулировка: «проблема преданности людям».

ЗАПОМНИТЕ!

Существительное «проблема» сочетается только с именем существительным, употреблённым в форме родительного падежа.

Например: проблема (чего?) роли детских воспоминаний.

Существительное «вопрос» сочетается только с именем существительным, употреблённым в форме предложного падежа.

Например: вопрос (о чём?) о роли детских воспоминаний.

Пример 2

Ошибочная формулировка: «В прочитанном мною тексте автор высказывает такую проблему, как определение роли Родины в жизни человека. Эта тема очень актуальна сегодня».

В данном примере присутствует нарушение сочетаемости слов «высказывает проблему», в результате чего происходит подмена понятий (такую проблему — эта тема): тема и проблема – это не одно и то же.

Правильная формулировка: «В прочитанном мною тексте автор анализирует проблему определения роли Родины в жизни человека».

Неоправданное расширение или сужение проблемы.

Неоправданное расширение или сужение проблематики текста связано с игнорированием ключевых слов текста и/или опорой только на информацию отдельно взятого предложения.

Пример 1

Ошибочная формулировка: «Проблема, которую поднимает автор, носит социальный характер».

Данная формулировка представляет собой громоздкую фразу, часто встречающуюся в сочинениях.

Правильная формулировка: «…автор поднимает важную социальную проблему».

Пример 2

Ошибочная формулировка: «Писатель затрагивает проблему нравственности, которая разделяется на несколько частей и заключается в проблемах чести, совести и справедливости».

В этом примере показана крайне неудачная формулировка, которая не дает возможности понять, о какой из нравственных проблем идёт речь. Можно говорить о различных аспектах проблемы, но не о ее «частях».

Скорее всего, автор сочинения хотел написать, что в тексте затронута одна из нравственных проблем, которую надо сузить и сформулировать более конкретно.

Правильная формулировка: «Какую роль играет понятие «честь» в жизни современного человека?».

Пример 3

Ошибочная формулировка: «Автор посвящает свой текст проблеме «Левитановской зари».

В данной формулировке произошел перевод проблемы в узкий план (в план темы): на самом деле при внимательном чтении текста выпускник увидел бы, что писатель рассуждает в тексте о проблеме приобщения к творчеству художника.

Правильная формулировка: «Автор посвящает свой текст проблеме приобщения к творчеству художника».

Замена проблемы авторской позицией.

Данная ошибка заключается в том, что вместо формулирования проблемы учеником формулируется позиция автора.

Проблема – это вопрос, над которым размышляет автор, а позиция автора – ответ на этот вопрос.

Чтобы избежать подобных ошибок, найдите авторскую позицию и задайте к ней вопрос (это и будет проблема). Более подробно об этом читайте в статье «Что такое проблема текста«.

Пример 1

Ошибочная формулировка: «Одна из проблем данного текста заключается в том, что нужно быть смелым и не идти на сделку с совестью».

В этом примере вместо проблемы (совести и ответственности человека за свои поступки) формулируется позиция автора.

Правильная формулировка: «Автора волнует проблема совести и ответственности человека за свои поступки».

Подмена формулировки проблемы пересказом.

Причины подобной ошибки кроются в неумении различать основную и дополнительную информацию текста.

Пример 1

Ошибочная формулировка: «Проблема в том, что герой, оставшись на войне без обеих ног, радуется тому, что остался живым».

В данном примере формулировка проблемы подменяется пересказом текста.

Правильная формулировка: «Автор затрагивает важную проблему влияния войны на человека».

Важно!

Не забудьте после текста прочитать информацию об авторе, чтобы избежать фактических ошибок.

Например: Юрий Васильевич Бондарев (род. в 1924 г.) — русский писатель, сценарист, автор многочисленных произведений о Великой Отечественной войне.

Данную информацию вы можно использовать в сочинении, чтобы избежать тавтологии.

Например: писатель — журналист — публицист — автор — фамилия автора.

Рекомендации по правильному формулированию проблемы

Для правильно сформулированной проблемы текста можно воспользоваться следующими советами:

  1. Избегайте чересчур общих формулировок проблемы текста. Верно сформулированная проблема отражает тот вопрос, который обозначен автором исходного текста.
  2. Внимательно прочитайте текст, обращая внимание на ключевые слова. Не «подгоняйте» текст под известные, отработанные на уроках проблемы. Каждый текст уникален, как уникален его автор.
  3. Используйте не заранее заготовленные формулировки, а типичные синтаксические конструкции, более всего подходящие для формулирования проблемы. Это поможет избежать подмены проблемы авторской позицией или пересказом текста.

Важно!

Каждый год ФИПИ (Федеральный институт педагогических измерений) включает в состав экзаменационных материалов новые тексты. Они разнообразны по своему содержанию, однако затронутые в них проблемы часто повторяются, поэтому материалы статьи помогут в формулировке проблемы текста.

Напоминаем, что формулировка проблемы текста должна быть размещена либо в конце введения, либо в начале основной части сочинения.

Объём: 1-3 предложения.

Сразу после формулирования представленной в тексте проблемы необходимо перейти к развёрнутому комментированию этой проблемы, о котором читайте в статье «Комментирование проблемы текста».

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector