Комментарий в сочинении по тексту К.И. Чуковского (№26) (Образец)

Комментарий в сочинении по тексту К.И. Чуковского по проблеме повышения культуры речи.

Автор обеспокоен тем, что многие ученые считают невозможным изменить культуру речевого общения русского народа, так как всяческие попытки исправить речевые ошибки у значительной части людей давали очень низкий результат.

В свою очередь Чуковский предлагает свои способы повышения речевой культуры русского народа.

Корней Иванович Чуковский
Корней Иванович Чуковский

Исходный текст для сочинения №26

Текст К.И.Чуковского №26 для написания сочинения ЕГЭ

Скачать

Из чего должен состоять комментарий, смотрим в статье «Структура сочинения», и приступаем к работе.

Работа над комментарием в сочинении №26

Читаем внимательно исходный текст и определяем проблему.

В данном тексте К.И.Чуковского можно выделить 3 проблемы

  1. Проблема отношения людей к судьбе родного языка.
  2. Проблема повышения культуры речи.
  3. Проблема ответственности за судьбу родного языка.

Напишем комментарий по второй проблеме — проблеме повышения культуры речи.

Находим в тексте примеры, иллюстрирующие её.

Примеры-иллюстрации для сочинения по тексту К.И.Чуковского (№ 26)

Примеры-иллюстрации для сочинения по тексту Чуковского №26

Скачать

Смысловая связь между примерами

Примеры противопоставлены друг другу. Они помогают понять активную позицию автора: на смену философии бездействия, провозглашавшей бессилие людей в борьбе с языковой стихией, приходит понимание, что в наших силах влиять на развитие русского языка, бороться за его чистоту.

Образец комментария в сочинении по тексту К.И. Чуковского №26

К.И.Чуковский в предоставленном тексте размышляет над очень актуальной на сегодняшний день проблемой повышения культуры речи.

В начале статьи он приводит точку зрения известного учёного В. Гумбольдта, рассматривавшего язык как стихию, на которую невозможно повлиять.

Автор приводит высказывания учёного (предложения 6 — 9), о том, что «сколько ни скажи разумных слов против глупых и наглых слов, они…от этого не исчезнут».

И даже приводит созданный В.Гумбольтом афоризм о невозможности искоренить «безобразную, безоглядную живую речь»: «Доводы от разума, науки и хорошего тона действуют на бытие таких словечек не больше, чем курсы геологии на землетрясение».

Мы понимаем эту метафору так: никакое знание разных наук и повышение образованности людей не смогут повлиять на жизнь в языке бранных и грубых слов.

Писатель говорит, что такое мнение существовало очень длительное время.

И многие ученые и писатели говорили о невозможности распоряжаться «процессами формирования нашей речи».

Такой подход к языку никак не может принять К.И.Чуковский.

Поэтому он задаёт в тексте вопрос: «Но можем ли мы согласиться с такой философией бездействия и непротивления злу?».

Писатель искренне полагает, что в современном мире есть «власть», которая способна повлиять на «стихию» языка, и это «такие сверхмощные рычаги просвещения, как радио, кино, телевидение», газеты и журналы.

Используя планомерно данные рычаги, по мнению К.И.Чуковского, можно всеобщими усилиями сделать так, что грубые слова «навсегда потеряют свой массовый, эпидемический характер…».

В то же время автор статьи утверждает, что для улучшения культуры речи нужно работать над общей культурой людей.

Таким образом, примеры противоположных мнений о возможности повышения культуры языка дают понимание активной позиции автора в данном вопросе.

К. И. Чуковский считает, что общественность должна понять: можно и нужно бороться за совершенствование культуры русского языка.

Ссылка на основную публикацию