Комментарий в сочинении по тексту Б.Л. Васильева по проблеме проявления человечности на войне, проявления сострадания, милосердия по отношению к пленному врагу.
Это отрывок из повести «В списках не значился», замысел которой возник у Б.Л. Васильева, когда он встретил на вокзале в Бресте женщину возле памятника солдату Николаю.
Николай — один из защитников Брестской крепости, который в течение нескольких месяцев в одиночку боролся с фашистскими захватчиками.
События повести от начала до конца придуманы автором, тем не менее история его героя олицетворяет собой подвиги реальных русских солдат и офицеров, погибших на фронтах Великой Отечественной войны.
Содержание статьи
Исходный текст для сочинения №14
Текст Васильева для сочинения ЕГЭ №14Из чего должен состоять комментарий, смотрим в статье «Структура сочинения», и приступаем к работе.
Работа над комментарием в сочинении №14
Читаем внимательно исходный текст и определяем проблему.
В данном тексте Б.Л.Васильева можно выделить 2 проблемы:
- Проблема проявления человечности на войне, проявления сострадания, милосердия по отношению к пленному врагу.
- Проблема нравственного выбора.
Напишем комментарий по первой проблеме — проблеме проявления человечности на войне, проявления сострадания, милосердия по отношению к пленному врагу.
Находим в тексте примеры, иллюстрирующие её.
Примеры-иллюстрации для сочинения по тексту Б.Л. Васильева (№14)
Примеры-иллюстрации для сочинения по тексту Васильева №14Смысловая связь между примерами
Примеры дополняют друг друга и помогают прояснить авторскую позицию: тот, у кого чистая совесть и кто осознаёт ценность человеческой жизни, способен пощадить пленного врага, проявить к нему сострадание, милосердие даже в суровые годы войны.
Образец комментария в сочинении по тексту Б.Л.Васильева (№14)
Б.Л.Васильев — один из лучших русских писателей, произведения которого посвящены страницам Великой Отечественной войны.
Автор повести «В списках не значился», отрывок из которой дан нам для анализа, рассказывает о молодом офицере, Николае Плужникове, приехавшем в Брестскую крепость буквально накануне начала войны, поэтому не успевшем встать на воинский учет.
Но это не помешало ему встать в один ряд с другими защитниками Брестской крепости и бороться до конца.
В данном отрывке писатель поднимает проблему проявления человеколюбия на войне, а также сочувствия к своему врагу.
Герой вышел из подземелья и, случайно встретившись с двумя немецкими солдатами, убивает одного и оставляет в живых второго (предложения 6 — 9).
Так вышло, потому что застрял патрон в его автомате, а немецкий солдат, вместо того чтобы убить парня, вдруг «упал на колени».
Автор подробно рассказывает, как пленный немец, оказавшись в подземелье, пытается рассказать о себе, показывает свои рабочие натруженные руки, фотографии детей.
Постепенно Плужников и девушка Мирра, находившаяся там же, в подвале, проникаются состраданием к этому солдату, воспринимают его уже не как врага, а как простого человека, который, наверное, «не хотел воевать, … не своей охотой забрёл он в эти страшные развалины, пропахшие дымом, копотью и человеческой гнилью».
Но война есть война, и Плужников выводит пленника из развалин, чтобы расстрелять.
Б.Л.Васильев обращает наше внимание на то, с каким ужасом ждёт Мирра выстрела и с какой радостью она обнимает и целует Николая, когда тот возвращается со словами: «3наешь, оказывается, я не могу выстрелить в человека».
Оба примера, приведённые мной в сочинении, помогают понять, что даже в страшные годы Великой Отечественной войны были случаи, когда русские солдаты оставались милосердными и человечными, в том числе и по отношению к врагам, потому что они осознавали ценность человеческой жизни.